Центральные органы внешних сношений Франции
Страница 4

Генеральное управление по административным и социальным вопросам состоит из соответствующих дипломатических территориальных и функциональных отделов и групп.

Следует отметить еще два генеральных управления, которые не осуществляют прямых дипломатических функций, хотя их деятельность является оперативной. Это — генеральное управление личного состава и общего управления, осуществляющее административно-управленческие функции и ведающее вопросами кадров французской дипломатической службы, и генеральное управление по делам дипломатического архива и документов. Это второе не носит сугубо административного характера, однако оно и не выполняет дипломатических функций; его деятельность носит полудипломатический, полуадминистративный характер. К разряду таких полуадминистративных, полудипломатических звеньев во французском МИД можно также отнести службу протокола, юридическую службу и др.

Такова в основном структура центрального аппарата МИД Франции.

Личный состав Министерства иностранных дел Франции насчитывал на 1 января 1975 г. 8638 человек, в том числе 6326 человек, находившихся на заграничной работе. Однако более половины — 5038 сотрудников — не являются штатными работниками; среди них большое число иностранных подсобных работников (2358)—это рассыльные, истопники, телефонистки и т. д. Штатный персонал, таким образом, состоит из 3600 человек, и из этого числа 1287 человек относятся к высшему разряду дипломатических работников так называемой «категории А». Это — дипломаты в собственном смысле этого слова.

При этой общей и схематичной обрисовке структуры центрального аппарта МИД Франции нельзя не коснуться еще одной важной черты внешней политики и внешних сношений Франции — ее политики в отношении ряда стран, сохранивших свою колониальную зависимость или находившихся ранее в такой зависимости от Франции.

К центральным органам внешних сношений Франции с этой группой стран прежде всего относятся центральные органы так называемого Французского сообщества. Учреждению Сообщества в Конституции 1958 года отведен целый раздел (разд. XII), названный «О Сообществе». Учреждение Сообщества Конституцией Франции вскрывает одностороннюю колониальную, а не международно-правовую основу этого Сообщества. Хотя впоследствии в Конституционном законе от 4 июня 1960 г. и были сделаны некоторые поправки, тем не менее односторонняя основа учреждения Сообщества Францией как страной-метрополией не оставляет сомнений. Так, в ст. 77 (которой начинается сам разд.ХП) прямо указывается: «В Сообществе, созданном настоящей Конституцией (курсив мой. — В. 3.), государства пользуются автономией .» Как видно из положений этой статьи, членами Сообщества, за исключением самой Франции, являются несуверенные, автономные государства; причем в ст. 86 Конституции даже специально указывалось, что государство, являющееся членом Сообщества, после достижения независимости «перестает быть членом Сообщества». Принятый впоследствии, 4 июня 1960 г., конституционный закон не мог и не изменил всего характера этого Сообщества, так как он не отменил все эти конституционные положения о Сообществе, а лишь дополнил их возможностью участия в Сообществе также и независимых государств.

Какова же структура, органы и компетенция этого Сообщества?

В компетенцию Сообщества, говорится в ст. 78 Конституции, входят внешняя политика, оборона, денежная система, совместная экономическая и финансовая политика, а также политика по использованию стратегического сырья. Если нет специальных международных соглашений, в компетенцию Сообщества входят контроль над общей организацией внешних и совместных перевозок и связи, контроль над судебными органами и высшим образованием. При этом статья предусматривает возможность передачи подобных или иных полномочий Сообщества одному из членов этого Сообщества. Разумеется, этим членом может быть лишь Франция, так как Конституция до закона 4 июня 1960 г. предполагала участие в Сообществе лишь одного суверенного государства— Франции.

Органами Сообщества являются: президент, исполнительный совет, сенат и арбитражный суд. Президентом Сообщества, согласно ст. 80 Конституции, является Президент Франции. В своем качестве президента Сообщества он представлен в каждом государстве сообщества (ст. 81). Уже все это мало чем отличается от колониальных империй, когда глава государства-метрополии является главой империи и в этом качестве представлен губернаторами или резидентами в колониях. Председателем исполнительного совета является все тот же Президент Франции, хотя он и назван в данном случае «президентом Сообщества» (см. ст. 82). В остальном состав исполнительного совета комплектуется из глав правительств членов Сообщества, среди которых на первом месте — премьер-министр Франции.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Контроль за исполнением документов
Как правило, основная проблема, которая приводит компании к необходимости автоматизации контроля исполнения документов, связана с быстрым ростом компании, когда важно сохранить контроль над процесса ...

Заключение
Подводя итог вышесказанному можно получить обобщенную характеристику предмета административного права, т.е. тех общественных отношений, которые урегулированы нормами административного права. Это та ...

Введение
События международной жизни, изменения, происходящие в мире, особенно за последний исторический период, вызывают всевозрастающий интерес в широких массах населения Советского Союза и других социал ...