Смешанные и переходные формы
Страница 2

В этой связи следует отметить, что содружество как объеди­нение государств может иметь переходный характер. Оно может развиться в конфедерацию и даже в федерацию. Попытки для этого предпринимаются: союз России, Белоруссии, Киргизии и Казахстана – как путь к конфедерации, и образование Союза Рос­сии и Белоруссии – как путь к федерации. Но надо иметь в виду, что всё может развиваться и в обратную сторону, послужить этапом окончательной дезинтеграции специфического союза государств при нерешённости, противоре­чивости интересов, целей государств, образовавших его. В частности, трехуровневая интеграция внутри СНГ к хорошему привести не может. Получается, что одни страны – родные братья, другие – двоюродные, третьи – троюродные. Да и при создании Союза Рос­сии и Белоруссии необходимо учитывать, что Россия уже федеративное государство.

Межгосударственные образования знают и такую форму, как сообщество государств.

В основе сообщества, как правило, лежит межгосударственный договор. Сообщество является ещё одной своеобразной переходной формой к государственной организации общества. Оно в большинстве случаев усиливает интеграционные связи государств, входящих в сообщество, и эволюционирует в сто­рону конфедеративного объединения (например, Европейские со­общества).

В сообщество могут входить ассоциированные члены – госу­дарства, принимающие те или иные правила, действующие в сооб­ществе. Порядок вступления в сообщество и выхода из него устана­вливается членами сообщества.

В сообществе может быть свой бюджет (формируемый из от­числений членов-государств), надгосударственные органы.

Сообщество может иметь цель выровнять экономический и научно-технический потенциал государств, входящих в него, объ­единить усилия этих государств для достижения глобальных целей, упростить таможенные, визовые и иные барьеры (вплоть до их от­мены) и т. д.

Согласиться с тем, что данная классификация ис­черпывающая, значит согласиться с войнами, разго­рающимися повсеместно в мире, в особенности на пространствах бывшего СССР. К сожалению, она не даёт шан­сов разрешить мирно кровавые конфликты, разгорев­шиеся на постсоветском пространстве, находящиеся в тлеющем состоянии.

Примером могут служить отношения, складыва­ющиеся между Грузией и Абхазией на современном этапе. Грузия одна из первых вышла из состава СССР, т.е. одна из первых проявила сепаратистские настро­ения, хотя далее обвинила в этом других. Желание построить унитарную Грузию привело к войнам в Южной Осетии и Абхазии. Абхазия предлагала Гру­зии создать федерацию с равной субъективностью. Но та не стала слушать и учинила кровавую бойню. Пос­ле поражения в войне Грузия согласилась на федера­тивное устройство. Но это уже не устраивало Абха­зию. И ясно, почему в каждом парке Абхазии нахо­дятся братские могилы. Это так просто не забывается. Абхазия согласна на конфедеративные отношения с Грузией, однако Грузия придерживается противоположной позиции.

В связи с этим ещё раз необходимо подчеркнуть, что не следует федеративные и межгосу­дарственные объединения — конфедеративные, содружественные формы – понимать догматически. В реальной жизни эти формы мо­гут иметь самый широкий спектр, давать, например, такие сочета­ния, как конфедеративно-федеративные, когда в одних областях между государствами осуществляются федеративные, а в других – конфедеративные связи. Или, например, давать сочетание унитар­но-федеративных государственных образований (например, Россия: в её состав входят республики, и вместе с тем она имеет в других регионах чёткое административно-территориальное устройство). Как и в других, в данном случае теория государства и права выделяет и рассматривает самое типичное, основное, что характеризует те или иные реальные формы устройства государства. Теория государства учитывает, что и в этой сфере, как и в других политико-правовых областях, действует целая система разных факторов, тенденций, которые дают самые разнообразные и удивительные сочетания на­ционально-государственных и административно-территориальных форм.

Чтобы понять это, нужно знать, например, что в современной теории государственное устройство разделяется на уни­тарное (простое)

и сложное

. Простое государственное устройство, т.е. унитар­ное нами рассмотрено, и с формулировкой "простое"

следует согласиться, потому что сложное государственное устройство предпола­гает существование государства, включающего в себя другие государственные образования. Рассмат­ривая отдельные территориальные устройства, тео­рия государства ничего не конструирует, а лишь фик­сирует в истории и современной действительности отдельные их виды (классы).

В результате выделились такие классы сложных государств, как протекторат

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Федеральный конституционный закон «О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ...

Административно-правовые отношения понятие, содержание, особенности и виды
...

Административное право
Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве эт ...