Третий этап Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе на высшем уровне
Материалы / Основы дипломатической службы / Международные совещания и конференции / Третий этап Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе на высшем уровне
Страница 1

30 июля 1975 г. в Хельсинки начался третий этап совещания по безопасности по безопасности и сотрудничеству в Европе, на котором и сотрудничеству присутствовало 35 высших представителей государств, включая глав государств, правительств и министров иностранных дел. На открытии совещания выступил Президент Финляндии У. К. Кекконен и Генеральный секретарь ООН К- Вальдхайм, которые подчеркнули историческое значение этого совещания и его беспрецедентный характер. Несмотря на глубокие различия в социальном строе государств, в политике многих правительств, представленных на совещании, все выступавшие в течение трех дней лидеры европейских стран, Президент США и премьер-министр Канады подчеркнули положительный характер и важность политики разрядки международной напряженности, укрепления европейской безопасности и развития сотрудничества государств на основах принципов мирного сосуществования, сформулированных совещанием.

Как отметил Л. И. Брежнев, «суммарный итог Совещания состоит в том, что международная разрядка во все большем объеме наполняется конкретным материальным содержанием. Именно материализация разрядки — вот в чем суть дела, суть всего, что должно сделать мир в Европе действительно прочным и незыблемым. И во главу угла мы ставим при этом задачу прекращения гонки вооружений, достижения реальных результатов в деле разоружения».

В выступлении главы советской делегации было подчеркнуто также, что успех совещания стал возможным потому, что его участники постоянно делали шаги навстречу друг другу и достигнутые компромиссы — «это компромиссы обоснованные, такие, которые идут на пользу миру, не стирая различий в идеологии и общественных системах».

Из опыта совещания вытекают важные выводы и на будущее. Главный из них тот, что «никто не должен, опираясь на те или иные соображения внешнеполитического характера, пытаться диктовать другим народам, как они должны устраивать свои внутренние дела. Народ каждого государства, и только он, имеет суверенное право решать свои внутренние дела, устанавливать свои внутренние законы».

Касаясь вопроса о том, кто же выиграл от совещания, Л. И. Брежнев сказал: «Нет победителей и побежденных, приобретших и потерявших. Это победа разума. Выиграли все: страны Востока и Запада, народы социалистических и капиталистических государств — участников союзов и нейтральных, малых и крупных. Это выигрыш всех, кому дороги мир и безопасность на нашей планете».

В конце совещания главы делегаций всех стран подписали 1 августа 1975 г. Заключительный акт, содержащий согласованные решения по всем пунктам повестки дня совещания.

Если говорить о перспективах, вытекающих из итогов совещания, то нужно отметить, что согласованные на совещании решения выдвигают задачу укоренить принятые принципы отношений между государствами, внедрить их в практику и «сделать их законом международной жизни, преступить который не дано никому». В решении выражена уверенность в том, что «все страны, представленные на Совещании, будут претворять в жизнь достигнутые договоренности. Что касается Советского Союза, то он будет действовать именно так»16.

Весь опыт подготовки и проведения Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе — блестящий пример ленинского творческого подхода к решению важнейших внешнеполитических задач и образец дипломатического искусства советской социалистической дипломатии.

Л. И. Брежнев в своем выступлении на Совещании сказал, что оно оказалось «полезной школой международной политики для участвующих государств». И действительно, ведь совещание позволило всем участвовавшим в нем государствам, несмотря на различия в подходе многих из них к основным проблемам международной политики, подвести коллективно основные политические итоги второй мировой войны, объективно подтвердив бесплодность и вредность политики «холодной войны» и «с позиции силы». Совещание коллективно завершило таким образом важный этап в развитии международных отношений после войны.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Административно-территориальное устройство
...

Введение
События международной жизни, изменения, происходящие в мире, особенно за последний исторический период, вызывают всевозрастающий интерес в широких массах населения Советского Союза и других социал ...

Заключение
Тема, которую я рассмотрел в своей курсовой работе – административно-территориальное устройство, – входит в более широкий и объёмный раздел теории государства и права – форма государства. Я счёл ну ...