Начало борьбы за созыв общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству
Материалы / Основы дипломатической службы / Международные совещания и конференции / Начало борьбы за созыв общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству
Страница 2

о расширении торговых, экономических и научно-технических связей на равноправных началах, направленных на развитие политического сотрудничества между европейскими государствами.

Эти предложения стали предметом широкого обсуждения во всех европейских странах как в правительствах, так и в парламентских и общественных кругах. Стали выдвигаться конкретные соображения об уточнении повестки дня совещания, о возможном сроке и порядке его проведения. Дело подготовки совещания стало переходить на практические рельсы. Это потребовало созыва нового совещания министров иностранных дел государств— участников Варшавского Договора, которое и было проведено в июне 1970 года в Будапеште.

Учитывая пожелания и предложения в связи с повесткой дня и методами подготовки совещания, министры разработали новые конструктивные предложения, которые были изложены в меморандуме, разосланном всем европейским странам, США и Канаде. Они способствовали укреплению позиции всех тех сил в Европе, которые были заинтересованы в укреплении мира и сотрудничества и которые выступали за скорейший созыв Совещания по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе.

Одновременно шел процесс урегулирования и улучшения отношений между государствами Европы, в котором Советский Союз и другие социалистические страны неизменно проявляли активность и инициативу.

Это относилось к улучшению отношений прежде всего СССР с Францией, ФРГ, США, Великобританией, Италией и другими странами. С середины 60-х годов такое улучшение наступило в результате упорных и последовательных усилий советской дипломатии, и в начале 70-х годов процесс нормализации отношений СССР с крупнейшими капиталистическими странами был завершен.

XXIV съезд КПСС явился важнейшей вехой всемирно-исторического значения в борьбе за мир и международную безопасность. Он выдвинул историческую Программу мира, ставшую практической программой действий как для КПСС, так и для всех миролюбивых сил мира. В Программе мира созыв общеевропейского совещания по безопасности и сотрудничеству был поставлен в качестве важнейшей задачи для оздоровления обстановки в Европе и во всем мире. В резолюции съезда по Отчетному докладу ЦК КПСС было сказано: «Одна из ключевых проблем укрепления всеобщего мира и разрядки напряженности — обеспечение европейской безопасности на основе признания сложившихся в результате второй мировой войны территориальных и политических реальностей . Дальнейшему улучшению европейской обстановки призвано содействовать совещание по вопросам безопасности и сотрудничества в Европе».

Вся подготовка к общеевропейскому совещанию шла на базе этих решений съезда. Когда в результате огромной работы социалистических стран, компартий и различных общественных организаций европейских стран западные державы пришли к выводу о невозможности дальнейшей оттяжки созыва совещания и дали согласие на проведение в Хельсинки многосторонних консультаций как последнего предварительного этапа к созыву совещания, Политический Консультативный Комитет стран — участниц Варшавского Договора собрался в январе 1972 года в Праге и разработал основные принципы безопасности и отношений государств Европы, которые были сформулированы в Декларации о мире, безопасности и сотрудничестве в Европе и стали исходной базой для консультаций 35 стран в Хельсинки в ноябре 1972 года. Среди этих принципов на первом плане были: нерушимость границ, в том числе сложившихся в результате второй мировой войны; неприменение силы и решение всех спорных вопросов исключительно мирными средствами; мирное сосуществование европейских государств, принадлежащих к разным социальным системам; добрососедские отношения и сотрудничество в интересах мира; взаимовыгодные связи между странами в экономической, научно-технической, культурной областях, в сфере туризма и защиты окружающей среды; разоружение; поддержка ООН.

Состоявшиеся в мае 1972 года советско-американские переговоры на высшем уровне в Москве имели положительное значение для подготовки к созыву общеевропейского совещания, поскольку в коммюнике об этих переговорах за основу разрядки и мирного сотрудничества в Европе принимались принципы «территориальной целостности, нерушимости границ, невмешательства во внутренние дела, суверенного равенства, независимости и отказа от применения силы или угрозы ее применения»8, то есть те принципы, которые выдвигались не раз Советским Союзом и другими социалистическими странами как основа мирного сотрудничества в послевоенное время и которые были выдвинуты Пражским совещанием ПКК стран Варшавского Договора.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Форма государственного устройства Российской Федерации
Территориальная организация государственной власти в Российской Федерации – одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотнош ...

Роль права в обществе
Появление права происходило одновременно с развитием государства. Вспомните, почему и как появилось государство? Если обычаи выражали интересы всего племени, то первые нормы защищали в первую очередь ...

Формы административно-территориального устройства
Рассматривая вопрос о форме государства, необходимо иметь в виду, что это, в первую очередь, вопрос о форме правления. Но не только. Это ещё и вопрос о националь­но-государственном и административн ...