Организация Варшавского ДоговораМатериалы / Основы дипломатической службы / Международные организации. Межгосударственные органы внешних сношений / Организация Варшавского ДоговораСтраница 2
Статья 4 Договора, кроме того, в полном соответствии с рядом статей Устава ООН раскрывает исключительно оборонительный характер Организации Варшавского Договора и ни в коей мере не подменяет функции Совета Безопасности ООН. «В случае вооруженного нападения в Европе, — говорится в этой статье, — на одно или несколько государств — участников Договора со стороны какого-либо государства или группы государств, каждое государство — участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную или коллективную самооборону, в соответствии со статьей 51 Устава Организации Объединенных Наций, окажет государству или государствам, подвергшимся такому нападению, немедленную помощь, индивидуально или по соглашению с другими государствами — участниками Договора, всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы. Государства — участники Договора будут немедленно консультироваться относительно совместных мер, которые необходимо принять в целях восстановления и поддержания международного мира и безопасности». В этой же статье Договора также подчеркивается, что о мерах, принятых на основании указанной статьи, будет сообщено Совету Безопасности ООН в соответствии с положениями Устава ООН. Эти меры будут прекращены, как только Совет Безопасности примет меры, необходимые для восстановления и поддержания международного мира и безопасности.
Миролюбивый характер Организации Варшавского Договора вытекает также из положений о том, что Договор открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя, которые выразят готовность путем участия в Договоре способствовать объединению усилий миролюбивых государств в целях обеспечения мира и безопасности народов (см. ст. 9 Договора), поскольку стремление к миру и безопасности не является каким-то узкогрупповым и эгоистическим желанием отдельной группы государств. Только эгоистические и агрессивные цели могут толкать государства на создание узких и замкнутых военно-политических группировок, как НАТО, СЕАТО, СЕНТО и др., в которые империалистические державы не желают допускать миролюбивые государства.
Итак, Организация Варшавского Договора по своим целям и принципам возникла и построена как подлинно миролюбивая международная организация. И это, конечно, не случайно, так как ее подлинно миролюбивый характер вытекает из самой социальной природы ее участников — социалистических государств.
Варшавский Договор вступил в силу 4 июня 1955 г., то есть в день передачи последней ратификационной грамоты на хранение Правительству Польской Народной Республики. Такой порядок вступления в силу предусмотрен ст. 10 Договора. Как говорил министр иностранных дел СССР А. А. Громыко в связи с 20-й годовщиной Организации ^Варшавского Договора, «каждый объективно мыслящий человек мог убедиться: цели союза социалистических государств — это мирные цели. За 20 лет существования Договора государства — его участники ни вместе, ни в отдельности не развязали ни одного военного конфликта, их политика не вызвала напряженности ни в одном районе мира»15. В самом Договоре записано, что в случае создания общеевропейской системы коллективной безопасности Варшавский Договор утратит свою силу со дня вступления в действие общеевропейского договора.
Главным политическим органом Организации Варшавского Договора является Политический Консультативный Комитет (ПКК). Этот орган создан на основе ст. 6 Договора. Каждое государство — участник Договора представлено в Политическом Консультативном Комитете членом правительства или другим особо назначенным представителем. Комитет учрежден и действует на принципах полного суверенного равенства всех членов. В функции Комитета входит проведение консультаций между государствами — участниками Договора по следующим группам вопросов: рассмотрение вопросов, возникающих в связи с осуществлением Договора; консультации по всем важным международным вопросам, затрагивающим общие интересы государств — участников Договора; безотлагательные консультации между участниками в случае, если, по мнению любого из участников, возникает угроза вооруженного нападения на одно или несколько государств-участников, в интересах обеспечения совместной обороны и поддержания мира и безопасности.
Смотрите также
Административное правонарушение
...
Отчетность организации
Отчетность представляет собой совокупность показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бу ...
Семейное право в нотариальной практике
Введение в действие части первой ГК РФ, а затем и СК РФ способствовало появлению
в нотариальной практике новых видов договоров: брачного договора и соглашения об
уплате алиментов. ...