Органы внешних сношений США
Страница 2

Не только во время войны, но и в послевоенное время, особенно в последнее десятилетие, роль Президента США в руководстве внешней политикой чрезвычайно возросла. Это стало очевидным в наиболее острый период развития войны США во Вьетнаме и во всей Юго-Восточной Азии, когда президент Р. Никсон, нередко вопреки требованиям американской и международной общественности, а также вразрез с настроениями в представительных учреждениях США — в Сенате и Палате представителей, предпринимал ряд военных акций против народов Вьетнама, Камбоджи и Лаоса (бомбардировки, высадка морской пехоты, введение в действие крупных войсковых соединений и др.), которые чрезвычайно обостряли обстановку в этом районе и привели к затяжной и бесперспективной войне, приведшей в конечном счете к крупному военно-политическому поражению США. На этой пох'зе обострились отношения Конгресса США и Президента, следствием чего было принятие ряда законов, ограничивающих права Президента США в области применения вооруженных сил за границей.

Государственный секретарь США является вторым лицом, которое ведет непосредственную оперативную деятельность в области внешних сношений и по существующему обычаю является вторым лицом в государстве после Президента. Президент — это глава государства и глава Правительства, а Государственный секретарь — это главное лицо внутри Правительства, ведающее областью внешних сношений, которой придается большое значение во всей деятельности Правительства США. Государственный секретарь, по существу, ведет всю оперативную деятельность в области внешних сношений, участвует в различных совещаниях, представляет Правительство США на различных конференциях, подписывает ряд соглашений, которые Президент уполномочивает его подписать, представляет все предложения Правительства для Конгресса, отчитывается перед Конгрессом и т. д. Таковы основные положения писаной Конституции и практики деятельности в области внешних сношений США.

Помощник Президента по национальной безопасности в 70-х годах стал лицом, играющим решающую роль в формировании внешнеполитического курса США и оказывающим преобладающее влияние на решения Президента по вопросам внешней политики. При Президенте США имелся длительное время консультативный орган по вопросам внешней и военной политики — Совет национальной безопасности, при котором работали межведомственные подкомитеты и группы. Рабочий аппарат этого Совета возглавляет помощник Президента по национальной безопасности. С назначением на этот пост в конце 60-х годов Г. Киссинджера роль и значение этого поста необычайно выросли. Президент США Р. Никсон при посредстве своего помощника по национальной безопасности взял на себя, по существу, все главные функции руководства внешними сношениями США. Это повело к тому, что роль Государственного секретаря и Государственного департамента как основного внешнеполитического ведомства страны резко упала. Газета «Нью-Йорк тайме» писала в связи с этим в январе 1971 года: «Государственный департамент, когда-то гордый и неоспоримый, управляющий внешней политикой, наконец признал то, что многие уже давно говорили: он больше не несет ответственности за все внешние сношения Соединенных Штатов и, судя по всему, не может рассчитывать вернуть себе эту ответственность».

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Форма государственного устройства Российской Федерации
Территориальная организация государственной власти в Российской Федерации – одна из острейших проблем государственного строительства. Она заключается в нахождении и поддержании оптимального соотнош ...

АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА В ЧЕТВЕРТОЙ ЧАСТИ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Идею включения норм об интеллектуальной собственности в отдельный раздел Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) пытались воплотить на протяжении более чем десяти лет. В результате были ...

Административно-правовые отношения понятие, содержание, особенности и виды
...