Сущность и методы государственного регулирования

Закрепленный в Конституции РФ принцип свободы предпринимательства может быть ограничен законом в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, безопасности, защиты жизни, здоровья, прав, интересов и свобод других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты окружающей среды, охраны культурных ценностей, недопущения злоупотребления доминирующим положением на рынке и недобросовестной конкуренции. К числу таких ограничений относятся различные меры государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Под государственным регулированием предпринимательской деятельности следует понимать деятельность государства в лице его органов, направленная на реализацию государственной политики в сфере осуществления предпринимательской деятельности.

Государственное регулирование предпринимательства необходимо как в целях обеспечения реализации публичных интересов общества и государства, так и для создания наилучших условий для развития предпринимательства.

Задачи государственного регулирования предпринимательства можно разделить на две группы:

1) охрана окружающей среды;

2) выравнивание экономического цикла;

3) обеспечение нормального уровня занятости населения;

4) защита жизни и здоровья граждан;

5) поддержка конкуренции на рынке;

6) поддержка и развитие малого предпринимательства;

7) специальные меры защиты прав предпринимателей и др.

Представленный перечень задач государственного регулирования предпринимательства свидетельствует о том, что государственное регулирование необходимо не только государству, но и самим предпринимателям.

Методы государственного регулирования предпринимательской деятельности можно разделить на две группы:

1. Прямые (административные) методы – средства непосредственного властного воздействия на поведение субъектов, осуществляющих предпринимательскую деятельность. К их числу относятся:

• государственный контроль (надзор) за деятельностью предпринимателей;

• государственная регистрация юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;

• налогообложение;

• лицензирование отдельных видов предпринимательской деятельности;

• выдача предписаний антимонопольным органом и т. д.

2. Косвенные методы – экономические средства воздействия на предпринимательские отношения с помощью создания условий, влияющих на мотивацию поведения хозяйствующих субъектов. К ним относятся:

• прогнозирование и планирование;

• предоставление налоговых льгот;

• льготное кредитование;

• государственный (муниципальный) заказ и др.

Смотрите также

АВТОРСКОЕ ПРАВО И СМЕЖНЫЕ ПРАВА В ЧЕТВЕРТОЙ ЧАСТИ ГРАЖДАНСКОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Идею включения норм об интеллектуальной собственности в отдельный раздел Гражданского кодекса Российской Федерации (ГК РФ) пытались воплотить на протяжении более чем десяти лет. В результате были ...

Дополнительная информация
Умные люди живут дольше. Смертность людей с высоким уровнем образования в четыре раза ниже, чем у малообразованных. До последнего времени считалось, что на продолжительность жизни человека в основ ...

Административно-территориальное устройство
...