Основные нотариальные тарифы
Страница 4

В судебной практике Свердловской области в 1997 г. был случай, когда налоговые органы предъявили иск к нотариусу о взыскании задолженности по подоходному налогу, ссылаясь на то обстоятельство, что нотариус, совершивший исполнительную надпись, в силу действовавшего в тот период законодательства освободил взыскателя (Главное управление Центрального банка России по Свердловской области) от уплаты тарифа. Однако, по мнению Государственной налоговой инспекции, нотариус должен был взыскать неполученный тариф с должника (???), а поскольку нотариус не сделал этого, подобные действия были расценены как занижение налогооблагаемого дохода.

В судебном заседании возникал вопрос и о том, кто должен взыскивать пошлину (тариф) при освобождении от ее уплаты взыскателя и куда она поступает. В соответствии с п. 2 ст. 339 действовавшего в тот период ГПК РСФСР исполнительная надпись нотариальных органов является исполнительным документом, на основании которого производятся исполнительные действия в рамках исполнительного производства гражданского процесса в порядке разд. V ГПК РСФСР. Функции нотариуса после совершения исполнительной надписи заканчиваются. Само взыскание осуществляется по инициативе взыскателя, который по общему правилу самостоятельно решает вопрос о предъявлении исполнительного документа ко взысканию.

Нотариус в соответствии с правилами гл. XVI Основ законодательства РФ о нотариате решает только вопрос о возможности взыскания в бесспорном порядке. В силу ст. 6 Основ законодательства РФ о нотариате нотариус не вправе заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме нотариальной, а также научной, творческой и преподавательской. Как видно, нотариусу прямо запрещено законом заниматься сбором доходов и платежей в чью-либо пользу.

Если взыскатель освобожден в силу закона от уплаты пошлины (тарифа), то данная сумма должна быть взыскана в доход бюджета по инициативе уже судебного исполнителя и взыскателя, но никак не нотариуса, который субъектом исполнительного производства вообще не является. Очевидно, что коль скоро функции защиты налоговых интересов государства возложены на Государственную налоговую инспекцию, она и обязана следить за пополнением государственного бюджета, в том числе и в случае взыскания пошлины (тарифа) в доход государства. По правилам разделения компетенции между органами исполнительной власти это можно отнести только к компетенции Государственной налоговой инспекции.

Подход Государственной налоговой инспекции к данному спору был сомнителен и в силу того обстоятельства, что иск предъявлен в связи со средствами, которые нотариус никогда не получал и не имел право получить в соответствии с действующим законодательством (см. ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате). Если лицу, обращающемуся за совершением нотариальных действий, предоставлена льгота, то нотариус не вправе ни при совершении нотариальных действий, ни после их совершения требовать уплаты каких-либо сумм пошлины (тарифа). Иное означало бы грубое нарушение нотариусом правил нотариального производства, за которое он должен быть лишен лицензии и своих полномочий нотариуса.

Районный суд общей юрисдикции согласился с тем, что нотариус совершил данную исполнительную надпись правомерно, в соответствии с действующим в тот период законодательством, освободив Центральный банк РФ от уплаты пошлины и включив соответствующие суммы в затраты. С нотариуса нельзя взыскать средства, которых он никогда не получал и не получит. Поэтому суд отказал в иске, и это решение было оставлено в силе Свердловским областным судом.

По новым видам нотариальных действий, таких как принятие закрытого завещания, тариф взимается как за другие нотариальные действия. Аналогично взыскивается тариф при заключении договора доверительного управления нотариусом для управления наследственным имуществом.

За нотариальные действия, совершаемые вне помещения государственной нотариальной конторы, государственная пошлина взимается в полуторакратном размере. О совершении нотариального действия вне помещения нотариальной конторы делается отметка в реестре нотариальных действий, а также перед подписью нотариуса на самом нотариально удостоверенном документе с указанием места фактического совершения соответствующего действия. Кроме того, согласно ч. 5 ст. 22 Основ законодательства РФ о нотариате при выезде нотариуса для совершения нотариального действия вне места своей работы заинтересованные физические и юридические лица возмещают ему фактические транспортные расходы. В законодательстве, к сожалению, не содержится конкретизации правил о том, что понимается под фактическими транспортными расходами. Практика совершения нотариальных действий допускает самые различные формы выезда нотариуса к лицу, обратившемуся за совершением нотариального действия. Во-первых, сами заинтересованные лица доставляют нотариуса от нотариальной конторы до места совершения нотариальных действий. Здесь фактические транспортные расходы возмещаются участниками нотариального производства.

Страницы: 1 2 3 4 5

Смотрите также

Федеральный конституционный закон «О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ...

Роль права в обществе
Появление права происходило одновременно с развитием государства. Вспомните, почему и как появилось государство? Если обычаи выражали интересы всего племени, то первые нормы защищали в первую очередь ...

Введение
События международной жизни, изменения, происходящие в мире, особенно за последний исторический период, вызывают всевозрастающий интерес в широких массах населения Советского Союза и других социал ...