Федеративная форма
Страница 1

Федеративная форма

государственного устройства являет­ся ещё более многоликой, чем унитарная. Каждая федерация обла­дает уникальными, специфическими особенностями. И все же мож­но при этом выделить черты, характеризующие все федеративные государства.

Так, в отличие от унитарного государства федеративное в политико-административном отношении не представляет собой единого целого. Оно состоит из территорий субъектов федерации и является союзным государством. Государственные образования, входящие в состав федеративного государства, могут не являться государствами в собственном смысле слова, поскольку они не об­ладают полным суверенитетом, т. е. самостоятельностью и незави­симостью по всем вопросам внутренней и внешней политической жизни. Степень суверенности может быть разной. Однако выде­ляется круг вопросов, которые не могут быть решены без участия центральной власти. Но, во всяком случае, субъекты федерации наряду с хозяйственной и социально-культурной самостоятель­ностью приобретают и определённую политическую самостоятельность, и это их отличает от административно-территориальных обра­зований унитарного государства.

В федерации существует два уровня государственного аппа­рата: федеральный, союзный и республиканский (уровень штата, кантона, земли и т. д.). На высшем уровне федеративный характер государства выражается в создании двухпалатного союзного пар­ламента, одна из палат которого отражает интересы субъектов фе­дерации (верхняя). При её формировании используется принцип равного представительства вне зависимости от численности насе­ления. Другая палата формируется для выражения интересов всего населения государства, всех его регионов. В федерации может так­же существовать государственный аппарат и на местном уровне.

Одним из формальных признаков федерации является нали­чие двойного гражданства. Каждый гражданин считается граждани­ном федерации и гражданином соответствующего государственного образования. И это закрепляется конституциями государств. Это означает, что объём прав и свобод у каждого гражданина, незави­симо от того, на территории какого субъекта федерации он про­живает, один и тот же.

В федеративном государстве функционирует правовая си­стема, построенная на принципе централизации, единства. Но субъекты федерации могут создавать и свою правовую систему. Чаще всего, хотя и не всегда, им предоставляется право принятия собственной конституции. Однако всегда при этом устанавливается принцип субординации, иерархии законов, согласно которому кон­ституции субъектов федерации должны полностью соответствовать союзной конституции и ей не противоречить, а республиканские за­коны не должны противоречить федеральным законам. Этот прин­цип должен соблюдаться и тогда, когда в отдельных государствен­ных образованиях сохраняются конституции, принятые ими до вступления в федерацию. Они должны приводиться в соответствие с союзной конституцией. Это же правило касается и всех других нормативных актов, прежде всего законов. Принцип верховенства общефедерального закона над законами субъектов федерации яв­ляется всеобщим и необходимым для всех видов федераций.

Таким образом, в пределах федерации действуют федераль­ные (общесоюзные, общереспубликанские, общеземельные и т. п.) законы, а также соответствующие им законы субъектов федерации. Действие последних, как правило, распространяется лишь на тер­риторию соответствующего субъекта. Кроме того, федеральные законодательные органы могут принимать законы специально для определённых членов федерации и устанавливать им особый пра­вовой статус.

Субъект федерации обладает правом иметь собственную су­дебную систему. Конституция определяет порядок организации, процедуры и предмет деятельности судебных и других правоохра­нительных органов, устанавливая как бы образец для построения судебной системы в субъектах федерации. Высшая судебная ин­станция федерации, как правило, не рассматривает жалобы на ре­шения судов субъектов федерации или рассматривает, но в крайне ограниченных и специально установленных случаях.

В федерации используется двухканальная система налогов: федеральные и налоги субъекта федерации. Как правило, со­бранные налоги поступают в общефедеральную казну и затем уже часть их (посредством бюджета) передается для использования субъектам федерации. Иной порядок может существенно подрывать федеративную природу государства, угрожать его целостности. При этом, разумеется, собственные доходы государственных образова­ний (республик) крайне ограничены и субъекты федерации нужда­ются в получении субсидий и дотаций от союзного государства. Фи­нансовая зависимость является одним из важных дополнений к тому конституционному механизму, с помощью которого централь­ная власть подчиняет и контролирует субъекты федерации.

Страницы: 1 2 3

Смотрите также

Закон РФ «О ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА»
Настоящий Закон определяет условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей человека, опираясь на современные достижения науки и медицинской практики, а также учитывая рекомендации Всемирно ...

Административное правонарушение
...

Заключение
Подводя итог вышесказанному можно получить обобщенную характеристику предмета административного права, т.е. тех общественных отношений, которые урегулированы нормами административного права. Это та ...