МИРОВЫЕ СУДЬИ
Страница 1

15.1. Мировые судьи. Федеральное и территориальное законодательство

Институт мировых судей введен в судебную систему Российской Федерации относительно недавно. В соответствии со ст. 4 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации» в Российской Федерации действуют федеральные суды, конституционные (уставные) суды и мировые судьи субъектов РФ. Причем закон прямо указывает, что мировые судьи относятся к судам субъектов РФ и являются судьями общей юрисдикции субъектов РФ.

Позже был принят Федеральный закон от 17 декабря 1998 г. № 188-ФЗ «О мировых судьях в Российской Федерации». В этом законе указывается, что мировые судьи в Российской Федерации являются судьями общей юрисдикции субъектов Российской Федерации и входят в единую судебную систему Российской Федерации (ст. 1). Закон указывает, что полномочия, порядок деятельности мировых судей и порядок создания должностей мировых судей устанавливаются федеральным законодательством, а порядок назначения (избрания) и деятельности мировых судей устанавливается также законами субъектов Российской Федерации.

Введение мировой юстиции в РФ позволило, во-первых, максимально приблизить суды к населению, т.к. мировые судьи действуют в пределах своих участков и численность мировых судей (их судебных участков) напрямую зависит от численности населения (ст. 4 ФЗ «О мировых судьях в РФ»), во-вторых, разгрузить районные суды, т.к. к компетенции мировых судей относится довольно большая часть дел, как правило, небольшой сложности (ст. 3 ФЗ «О мировых судьях в РФ»), и, в-третьих, мировые судьи способствуют примирению сторон.

Закон устанавливает требования к мировому судье (ст. 5 ФЗ «О мировых судьях в РФ»): гражданство Российской Федерации, достижение возраста 25 лет, наличие высшего юридического образования, стажа работы по юридической профессии не менее пяти лет, отсутствие порочащих его поступков, сдача квалификационного экзамена и получение рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ. Закон указывает, что от сдачи квалификационного экзамена и представления рекомендации квалификационной коллегии судей соответствующего субъекта РФ освобождаются лица, имеющие стаж работы в должности судьи федерального суда не менее пяти лет. Кроме того, мировой судья не вправе быть депутатом представительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, принадлежать к политическим партиям и движениям, осуществлять предпринимательскую деятельность, а также совмещать работу в должности мирового судьи с другой оплачиваемой работой, кроме научной, преподавательской, литературной и иной творческой деятельности.

Срок полномочий мирового судьи определяется законом соответствующего субъекта Российской Федерации, но не более чем на пять лет. По истечении указанного срока лицо, занимавшее должность мирового судьи, вправе снова выдвинуть свою кандидатуру для назначения (избрания) на данную должность. Однако при повторном и последующих назначениях (избраниях) на должность мирового судьи мировой судья назначается (избирается) на срок, устанавливаемый законом соответствующего субъекта РФ, но не менее чем на пять лет. В случае если в течение указанного срока мировой судья достигнет предельного возраста пребывания в должности судьи, он назначается (избирается) на должность мирового судьи на срок до достижения им предельного возраста пребывания в должности мирового судьи – 70 лет.

Основными чертами мировой юстиции являются:

1. Мировые судьи входят в единую судебную систему РФ, а значит, осуществляют свою деятельность от имени РФ, в соответствии с Конституцией РФ, Федеральными законами и законами субъектов РФ, а также международными договорами. Решения мировых судей, вступившие в законную силу, являются обязательными для исполнения. На мировых судей и членов их семей распространяются предусмотренные законом гарантии независимости, неприкосновенности, социального обеспечения и т.д. Финансирование мировых судей является расходным обязательством РФ и осуществляется через органы Судебного департамента при Верховном Суде РФ (ст. 10 ФЗ «О мировых судьях в РФ»).

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Заключение
Читатель этой книги имел возможность познакомиться с основными проблемами внешней политики и дипломатии в их историческом развитии и рассмотреть основы дипломатической службы главных типов государ ...

Отчетность организации
Отчетность представляет собой совокупность показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бу ...

Федеральный конституционный закон «О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Федеральный конституционный закон от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О СУДЕБНОЙ СИСТЕМЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» ...