Центральный аппарат Министерства иностранных дел СССРМатериалы / Основы дипломатической службы / Государственные органы внешних сношений. Ведомство иностранных дел
— основное звено внешнеполитического аппарата государств / Центральный аппарат Министерства иностранных дел СССРСтраница 2
Министр иностранных дел, его заместители, а также коллегия образуют руководство (руководящий аппарат) Министерства иностранных дел СССР. Министр иностранных дел СССР точно так же, как другие члены Правительства, утверждается Верховным Советом СССР при образовании Совета Министров СССР, а в период между сессиями назначается и освобождается от должности по представлению Председателя Совета Министров Президиумом Верховного Совета с последующим внесением Указа Президиума на утверждение Верховного Совета СССР. Коллегия назначается Советом Министров СССР. В ее состав входят министр, заместители министра и несколько членов коллегии. Министр единолично отвечает за руководство министерством. Коллегия является совещательным органом при министре.
Важнейшим звеном центрального аппарата с точки зрения повседневного оперативного дипломатического руководства являются оперативные дипломатические отделы. По характеру деятельности отделов принято общеизвестное деление на территориальные и функциональные оперативные дипломатические отделы. Территориальные отделы ведают вопросами внешних сношений с определенной группой стран. Группы стран образуются, как правило, по региональному признаку. Таковы, например, европейские отделы, отделы США и Латинской Америки, отделы стран Ближнего и Среднего Востока, отделы Юго-Восточной и Южной Азии, Африки, дальневосточные и др.
Деление среди функциональных отделов центрального аппарата—также общепринятое в большинстве стран. К таким отделам относятся: консульское управление, протокольный отдел, договорно-правовой отдел, отдел печати, отделы международных организаций и международных экономических организаций, отдел культурных связей с зарубежными странами, управление по планированию внешнеполитических мероприятий, управление по общим международным вопросам.
О деятельности функциональных отделов можно судить по примеру таких отделов, как договорно-правовой отдел и протокольный отдел.
Договорно-правовой отдел оформляет все договоры и соглашения: работает над текстами договоров, следит, чтобы в договорах и соглашениях не оказалось ничего такого, что ущемляло бы права СССР, и, с другой стороны, чтобы заключаемые договоры и соглашения не противоречили основным положениям международного права. Для этого требуется большая предварительная работа по юридической проверке и сверке договоров. Кроме того, поскольку договоры являются важными международными документами, большое значение в тексте договора приобретает каждая буква, каждая запятая, ибо не на месте поставленная запятая меняет иногда смысл договора.
В ведении договорно-правового отдела находятся также все вопросы, касающиеся территорий, границ между государствами. В результате большой и сложной работы, которая нередко длится годами, уточняются, демаркируются или редемаркируются те или иные границы с соседними государствами, составляются точные карты, устанавливаются пограничные столбы и производится в случае необходимости передача и прием отдельных территорий соответственно установленным границам. Все документы, касающиеся уточнения границ, все карты хранятся в договорно-правовом отделе МИД.
Договорно-правовой отдел участвует также в подготовке и рассмотрении нот, заявлений и других дипломатических документов, затрагивающих международно-правовые вопросы. Он консультирует оперативно-дипломатические отделы по правовым вопросам и участвует в подготовке и проведении международных совещаний, конференций, встреч. Место и роль договорно-правового от дела МИД непрерывно повышается, поскольку развитие' международных отношений требует все более основательного международно-правового обоснования. Разработка международно-правовых норм отношений между государствами в новых условиях послевоенного периода, юридическое обоснование таких международных понятий, как агрессия, выработка международных конвенций, таких, например, как Конвенция о дипломатических сношениях, Конвенция о морском праве и многие другие, составляют важную область работы договорно-правовых отделов министерств и являются неотъемлемой частью их работы.
Смотрите также
Заключение
Подводя итог
вышесказанному можно получить обобщенную характеристику предмета
административного права, т.е. тех общественных отношений, которые урегулированы
нормами административного права. Это та ...
Введение
В
этой работе я ставлю перед собой целью рассмотреть одну из тем такой юридической
дисциплины, как теории государства и права, – теорию административно-территориального
устройства. Рассматриваемый ...
Закон РФ «О ТРАНСПЛАНТАЦИИ ОРГАНОВ И (ИЛИ) ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА»
Настоящий Закон определяет условия и порядок трансплантации органов и (или) тканей
человека, опираясь на современные достижения науки и медицинской практики, а также
учитывая рекомендации Всемирно ...