Некоммерческие организации
Гражданское право / ЮРИДИЧЕСКИЕ ЛИЦА / Некоммерческие организации
Страница 1

Общие положения. Некоммерческими называются организации, не преследующие цели извлечения прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющие прибыль между своими участниками (п.1 ст. 50 ГК).

Установление в законе сразу двух критериев, характеризующих некоммерческую организацию, безусловно, оправданно. В сегодняшней России большинство некоммерческих организаций, не исключая и финансируемые собственником учреждения, просто вынуждено заниматься предпринимательством, чтобы свести концы с концами. Законодатель должен обеспечить такой правовой режим их деятельности, при котором неизбежное и необходимое ведение коммерции не превратится в самоцель. Зарубежный опыт показывает, что именно запрет распределять полученную прибыль между участниками юридического лица является самым действенным способом отсечения некоммерческих организаций от профессионального бизнеса.

Разграничение коммерческих и некоммерческих организаций, как отмечалось в литературе, является слабым местом современного гражданского законодательства. Но проблема кроется не столько в выборе подходящих критериев разграничения этих видов организаций, сколько в последовательном применении выбранных критериев к тем или иным видам юридических лиц. Отмеченные законодателем признаки некоммерческих организаций вполне обоснованны и в совокупности с соответствующими методами статистического и бухгалтерского учета (Шевчук Д.А. Бухучет, налогообложение, управленческий учет: самоучитель) работоспособны. Вопрос лишь в том, сможет ли законодатель построить стройную, внутренне непротиворечивую систему некоммерческих организаций, опираясь на их общее понятие. Пока, к сожалению, сделать это не удается.

Перечень организационно-правовых форм некоммерческих юридических лиц, предусмотренный ст. 116–123 ГК, не является исчерпывающим. Он уже существенно расширился за счет множества специальных нормативных актов, регулирующих деятельность отдельных видов организаций. Такое законодательное решение представляется весьма плодотворным, хотя и потенциально опасным. Уже история первых лет действия нового Гражданского кодекса дает множество примеров лавинообразного появления все новых и новых разновидностей юридических лиц. Но можно ли считать эти разновидности самостоятельными организационно-правовыми формами юридических лиц? Отнюдь не всегда.

Организационно-правовая форма юридического лица – это совокупность конкретных признаков, объективно выделяющихся в системе общих признаков юридического лица и существенно отличающих данную группу юридических лиц от всех остальных. Поэтому, если особенности организационной структуры юридического лица, способов обособления его имущества, его ответственности, способов выступления в гражданском обороте (хотя бы один из этих аспектов) выделяют его из числа остальных, то мы имеем дело с самостоятельной организационно-правовой формой юридического лица. В противном случае речь идет об отдельных разновидностях организаций в рамках одной и той же организационно-правовой формы.

Потребительские кооперативы. Объединение лиц на началах членства в целях удовлетворения собственных потребностей в товарах и услугах, первоначальное имущество которого складывается из паевых взносов, называется потребительским кооперативом.

Правовое положение потребительских кооперативов определяется ст. 116 ГК и рядом специальных законов, наиболее важными из которых являются Закон РФ «О потребительской кооперации в Российской Федерации» от 19 июня 1992 г. (в ред. от II июня 1997 г.) № 3085-1 и Федеральный закон «О сельскохозяйственной кооперации» от 8 декабря 1995 г. (с изменениями от 7 марта 1997 г.) № 193-ФЗ. Сравнение этих нормативных актов ставит вопрос о том, как соотносятся понятие «потребительский кооператив», используемое ГК, и термины «потребительское общество» и «союз потребительских обществ», применяемые Законом о потребкооперации. В отличие от первоначальной редакции этого Закона, которая фактически ставила знак равенства между потребительскими кооперативами и обществами, в новой редакции от II июня 1997 г. проводится попытка разграничить эти понятия. Так, потребительскими обществами могут называться лишь организации, подпадающие под действие Закона о потребительской кооперации. Все иные потребительские кооперативы (к ним, в частности, относятся кооперативы в области сельского хозяйства и другие специализированные потребительские кооперативы) не вправе использовать в своем наименовании слово «общество». Таким образом, в рамках единой организационно-правовой формы потребительского кооператива, предусмотренной ГК, выделяются две главные разновидности: потребительские общества (регулируемые Законом о потребкооперации) и собственно потребительские кооперативы. Деятельность последних, как правило, невозможна без использования объектов недвижимости (земля, жилье) и регулируется рядом специальных законов (например, Законом о сельскохозяйственной кооперации). Другую организационно-правовую форму представляют собой союзы потребительских обществ, которые являются одной из разновидностей объединений (союзов) юридических лиц.

Страницы: 1 2 3 4 5 6

Смотрите также

Отчетность организации
Отчетность представляет собой совокупность показателей, отражающих результаты хозяйственной деятельности организации за отчетный период. Отчетность включает таблицы, которые составляют по данным бу ...

Роль права в обществе
Появление права происходило одновременно с развитием государства. Вспомните, почему и как появилось государство? Если обычаи выражали интересы всего племени, то первые нормы защищали в первую очередь ...

Административное право
Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве эт ...