Правовое регулирование цен предприятий-монополистов
Предпринимательское право / ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ / Правовое регулирование цен предприятий-монополистов

Правовое регулирование цен предприятий-монополистов создало правовую неопределенность самого понятия «монополия»: его неструктурированность по уровням (федеральному и региональному), положению в народном хозяйстве (естественная и государственная монополия), времени существования (временная монополия). Отсутствует мониторинг за возможностью устанавливать монопольно высокие (для извлечения сверхприбылей) или монопольно низкие цены (с целью ограничения конкуренции). Нет и механизма штрафных санкций за злоупотребления доминирующим положением на рынке. К тому же использование предельных уровней рентабельности, рассчитанных по отношению к себестоимости, а не ко всему капиталу (фондам), сообщает, на наш взгляд, принципиальную ущербность в некоторых подходах к ценовому регулированию монополии.

Отметим также несовершенство критериев включения хозяйствующих субъектов в Реестр «монополистов», приведшее к неоправданному в ряде случаев повышению удельного веса продукции, подпадающей под ценовое регулирование, и снижению качества и эффективности регулирования.

а) правовое регулирование цен предприятий-монополистов охватывает регулирование цен на продукцию предприятий, включенных в Государственный реестр Российской Федерации объединений и предприятий-монополистов (Реестр) на основании постановления правительства России от 11 августа 1992 г. № 576.

Объект регулирования: цены на продукцию (товары и услуги) предприятий, занимающих более 35 % соответствующего рынка. На 1 октября 1993 г. в Реестр включено пять тысяч хозяйствующих субъектов, в том числе на федеральном уровне – 614, что составляет 2,5 % от общего числа. Ценовому регулированию подвергается 7 % объема выпускаемой продукции. Субъектами регулирования выступают ГКАП России, его территориальные органы, которые формируют Реестр и оперативно вносят в него соответствующие изменения, а также Роскомцен, местные органы ценообразования, осуществляющие выборное регулирование и контроль за соблюдением государственной дисциплины цен.

К недостаткам, присущим этой сфере ценового регулирования, можно отнести: отсутствие законодательной и недоработанность нормативной и методологической базы.

б) правовое регулирование ценообразования естественных монополий осуществляется на основании Федерального закона РФ от 19 июля 1991 г. «О естественных монополиях»; ст. 4 указанного закона к естественным монополиям относится субъекты в следующих сферах:

♦ транспортировка нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам;

♦ транспортировка газа по трубопроводам;

♦ услуги по передаче электрической и тепловой энергии;

♦ железнодорожные перевозки;

♦ услуги транспортных терминалов, портов, аэропортов;

♦ услуги общедоступной электрической и почтовой связи, а также постановления Правительства РФ от 12 февраля 1996 г. № 140 «О мерах по ограничению роста цен (тарифов) на продукцию» (услуги естественных монополий).

Смотрите также

Введение
Любая отрасль российского права регулирует определенные правоотношения, т.е. отношения урегулированные нормами права. В частности, гражданскому праву свойственно регулирование гражданских правоотно ...

Семейное право в нотариальной практике
Введение в действие части первой ГК РФ, а затем и СК РФ способствовало появлению в нотариальной практике новых видов договоров: брачного договора и соглашения об уплате алиментов. ...

Административное право
Управление обществом, обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощь активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве эт ...